Каждый человек умеет что-то делать лучше других, его способности в какой-нибудь конкретной сфере определяют направления профессионального и личного развития в течение всей жизни. Наставничество — «индивидуальная огранка» задатков и способностей человека, придание имеющимся навыкам идеально правильной формы, создание новых плоскостей и граней его профессионализма. Как огранённый алмаз становится бриллиантом, так и воспитанник под руководством наставника достигает высочайшего мастерства. В этом смысле наставник – это тот, кто помогает человеку раскрыть его дарования. Каждый талант должен найти своего наставника.
Если бы можно было передать знания, умения, компетенции через текст, то не нужны были бы ни учителя, ни наставники. Но никакие знания нельзя передать иным способом, кроме как от человека к человеку. За каждым профессионалом, мастером, просто успешным человеком в любой сфере всегда стоит наставник. Считается, что свой опыт нельзя передать другому человеку, но зато можно и нужно помочь ему накопить свой багаж знаний, умений, навыков, профессиональных компетенций. Люди, которые через наставничество помогают приобрести другим свои знания и навыки, будь то наука, профессия, управление, вызывали, вызывают и будут вызывать уважение. Наставничество нельзя осуществлять по принуждению или решить административным путём. Наставничество – это некое, можно сказать, таинство, это когда человек вкладывает душу, делится секретами своей профессии, которые позволили ему самому быть лучшим среди равных, это своеобразная генетическая потребность человека, достигшего высокого уровня мастерства передать другим накопленные с годами знания и опыт. Именно наставничество, в большей мере даёт возможность таланту развиваться. Будь то одарённый ребёнок, или целеустремлённый талантливый учитель — рядом должен быть человек, который поможет взрастить этот талант, как садовник выращивает дерево. Если талант — это дерево, то наставник — это его корни и садовник одновременно. В семьях наставниками являются родители, бабушки и дедушки, в социальной сфере и образовании – воспитатели и учителя. Практика наставничества — это реальные примеры передачи знаний, когда на сложные правила придумываются свои правила и ассоциации, это реальный успех наставляемых воспитанников и подопечных, это реальные люди, являющиеся наставниками и учителями для молодого поколения — поколения олимпиадников, победителей в спорте, культуре, образовании, которые своим трудом взращивают новое поколение амбициозных лидеров, готовых менять нашу страну к лучшему. Именно на наставника ложится задача самореализации наставляемого и его раскрытия в выбранном им направлении.
Как показывает практика наставничества не имеет границ и возрастных рамок. В нашей практике мы стараемся использовать самые разные варианты наставничества. В настоящее время в сложной эпидемиологической ситуации , к сожалению, все варианты наставничества не могут реализовываться в желаемой мере. У нас успешно в спокойном русле развивается наставничество среди учащихся своего класса под руководством классного руководителя. Дети привлекаются к подготовке и проведению классных часов, к участию в районных акциях и конкурсах, к выполнению поручений, развивается ответственность, интерес, самооценка.
Итак, у нас в школе в 1 четверти наиболее успешной стала такая практика наставничества как «дети учат детей». Особенно эффективной такая практика является в кружковом движении, при реализации индивидуальных учебных планов, а также в онлайн-среде. Зачастую обучающиеся через социальные сети, интернет группы сформированные по интересам, находят эффективные методики решений с пошаговым объяснением, интересные подборки компетентностных заданий. Такого рода обучение снимает завесу стереотипов с любого участника, позволяет взглянуть на свои способности более объективно, и при этом показывает, насколько более широк круг возможностей каждого. |