Реализация целевой модели наставничества педагогических работников в МБОУ Сухо-Сарматской СОШ
Цели: разносторонняя поддержка молодого специалиста для успешного закрепления на месте работы, повышение его профессионального потенциала и уровня; поддержка нового сотрудника при смене места работы; создание комфортной профессиональной среды внутри образовательной организации, позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне.
- Способствовать формированию у педагога потребности заниматься анализом результатов профессиональной деятельности.
- Развивать интерес педагога к методике построения и организации результативного учебного процесса.
- Ориентировать начинающего педагога на творческое использование передового педагогического опыта в своей деятельности.
- Прививать молодому специалисту интерес к педагогической деятельности в целях его закрепления в образовательной организации.
- Ускорить процесс профессионального становления педагога.
- Повышение уровня включенности молодых специалистов и новых педагогов в педагогическую работу и культурную жизнь образовательной организации.
- Усиление уверенности молодых и новых педагогов в собственных силах и развитие личного творческого и педагогического потенциала.
- Улучшение психологического климата в образовательной организации.
- Повышение уровня удовлетворенности молодого или нового педагога собственной работой и улучшение психоэмоционального состояния специалиста.
- Рост числа специалистов, желающих продолжить свою работу в коллективе данного образовательного учреждения.
- Качественный рост успеваемости и улучшение поведения в подшефных наставляемых классах и группах.
- Сокращение числа конфликтов с педагогическим и родительским сообществами.
- Рост числа профессиональных работ (статей, исследований, методических практик молодого специалиста и т.д.)
Характеристика участников формы наставничества «Учитель – учитель»
Наставник |
Наставляемый |
|||
Молодой специалист |
Педагог |
|||
|
Педагог, имеющий малый опыт работы (от 0 до 3 лет), испытывающий трудности с организацией учебного процесса, с взаимодействием с обучающимися, другими педагогами, родителями. |
Специалист, находящийся в процессе адаптации на новом месте работы, которому необходимо получать представление о традициях, особенностях, регламенте и принципах деятельности в данной образовательной организации. |
||
Типы наставников |
Педагог, находящийся в состоянии эмоционального выгорания, хронической усталости.
|
|||
Наставник - консультант |
Наставник - предметник |
Наставник–классный руководитель |
||
Создает комфортные условия для реализации профессиональных качеств, помогает с организацией образовательного процесса и с решением конкретных психолого-педагогических и коммуникативных проблем, контролирует самостоятельную работу молодого специалиста или педагога. |
Опытный педагог одного и того же предметного направления, что и молодой учитель, способный осуществлять всестороннюю методическую поддержку преподавания отдельных дисциплин. |
Опытный педагог-классный руководитель, оказывающий помощь и поддержку в работе педагога с классным коллективом, родителями обучающихся, в реализации программы воспитания |
Возможные варианты программы наставничества «Учитель – учитель»
Формы взаимодействия |
Цель |
«Опытный педагог – молодой специалист» |
Поддержка для приобретения необходимых профессиональных навыков и закрепления на месте работы. |
«Руководитель – молодой специалист» |
Приобретение профессиональных навыков в работе с классным коллективом и закрепления на месте работы. |
«Лидер педагогического сообщества – педагог, испытывающий проблемы» |
Реализация психоэмоциональной поддержки и профессиональная помощь по приобретению и развитию педагогических талантов и инициатив. |
«Педагог новатор – консервативный педагог» |
Помощь в овладении современными программами, цифровыми навыками, ИКТ компетенциями. |
«Опытный предметник – неопытный предметник» |
Методическая поддержка по конкретному предмету. |
«Опытный классный руководитель - молодой специалист» |
Поддержка для приобретения необходимых профессиональных навыков в работе с классным коллективом и закрепления на месте работы. |
Схема реализации формы наставничества «Учитель – учитель»
Этапы реализации. |
Мероприятия |
Представление программ наставничества в форме «Учитель – учитель». |
Педагогический совет. Методический совет. |
Отбор наставников из числа активных и опытных педагогов и педагогов, самостоятельно выражающих желание помочь наставляемому. |
Анкетирование. Использование базы наставников. |
Обучение наставников. |
Проводится при необходимости. |
Отбор педагогов, испытывающих профессиональные проблемы, проблемы адаптации и желающих добровольно принять участие в программе наставничества. |
Анкетирование. Листы опроса. Использование базы наставляемых. |
Формирование пар, групп. |
После встреч, обсуждения вопросов. |
Повышение квалификации наставляемого, закрепление в профессии. Творческая деятельность. Успешная адаптация. |
Тестирование. Проведение мастер-классов, открытых уроков. |
Рефлексия реализации формы наставничества. |
Анализ эффективности реализации программы. |
Наставник получает уважение и заслуженный статус. |
Поощрение на педагогическом совете или методическом совете школы. |
Нормативно-правовая база реализации целевой модели наставничества педагогических работников МБОУ Сухо-Сарматской СОШ:
- Постановление Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 05.04.2022 г. №7 «Об утверждении положения о региональной системе (целевой модели) наставничества педагогических работников образовательных организаций.
- Приказ о внедрении программы наставничества МБОУ Сухо-Сарматской СОШ
- Положение о наставничестве в МБОУ Сухо-Сарматской СОШ.
- Программа наставничества МБОУ Сухо-Сарматской СОШ
- Дорожная карта реализации программы наставничества
- Приказ о назначении наставников в рамках реализации целевой модели "Наставничество".
- Программа обучения наставников.
- Индивидуальные планы развития под руководством наставника в форме «Учитель-учитель».
- Форма заявления на включение в базу наставников.
- Анкета для выявления запросов молодых специалистов (образец).
- Анкета для выявления компетенций наставника-педагога (образец).
- Опросник по результатам встречи наставника с наставляемым (образец).
- Опросник для заключительной встречи наставника с наставляемым (образец).
- Опросные листы для первого этапа мониторинга программы наставничества(до начала работы) (образец).
- Опросные листы для второго этапа мониторинга программы наставничества (по завершении работы) (образец).
- Памятка «Качества успешных наставников».
- Памятка «Руководящие принципы наставника».
- Рекомендации по использованию брендбука года педагога и наставника (скачать)
- Стандарт проведения церемонии открытия года педагога и наставника (скачать)
Куратор наставничества педагогических работников в МБОУ Сухо-Сарматской СОШ – Зуй Галина Владимировна, заместитель директора по УВР